Методика Никитиных

В списке самых известных авторов методик раннего развития детей – важнейшее место занимают Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины, авторы ряда развивающих игр для детей.
Очень часто в общении с детьми взрослые допускают две крайности: первая – чрезмерная организованность. Иными словами постоянный уход и беспрерывные занятия, игры, упражнения. Времени  предназначенного самостоятельному развитию у ребенка не остается. Вторая – недостаточном внимании, то есть, общение с ребенком сводится к  самым необходимым вещам – накормить, напоить, спать уложить. Данный подход ведет к психологическому голоданию и задержке в эмоциональном и психическом развитии.
Близость к природе, , естественность, развивающие игры для детей – это составляющие методики Никитиных. Дети – сами себе хозяева, ответственные за свои поступки. Взрослые ни к чему не принуждают ребятишек, а лишь являются их помощниками в сложных жизненных ситуациях. Родители подталкивают детей, а не опережают их, вступая тем самым с ними в диалог. Главной задачей  своей методики раннего развития детей Никитины  видят в развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к взрослой жизни. Никитины выделили следующие основные принципы своей методики:

•           Акцент на самостоятельность и свободу творчества детей в занятиях. Отсутствие настойчивой опеки взрослых.

•           Закаливание, легкая одежда и спортивная обстановка в доме. Занятия спортом как неотъемлемая часть жизни.

•           Участие родителей в жизни детей – но не как руководителей, а в качестве старших товарищей. Взрослые равноправно участвуют в творчестве, спортивных занятиях, играх детей.

•           При этом, главная функция родителей – не ставить перед ребенком сформулированные ими самими задачи, а помогать развитию, ориентируясь на потребности, самочувствие и проявляемые интересы ребенка.

•           Существует определенное время и определенные условия для наиболее эффективного развития. У каждого человека они свои. Важно «поймать» момент начала проявления способностей, чтобы развивать их – иначе со временем они могут быть необратимо утрачены (принцип НУВЭРС — необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей).

Все эти принципы методики раннего развития детей Никитиных направлены на то, что бы не мешать развитию, а помогать ему, причем не оказывать давление на ребенка, а наблюдать, соотносить и, ориентируясь на состояние и желание ребенка, создавать условия дальнейшего его развития.

,